Стенания пилотов о чрезмерной перегрузке рулевого колеса разнообразными кнопками и переключателями заставили команды искать варианты упрощения органов управления гоночным автомобилем.
В этом году гонщикам пришлось почувствовать себя пианистами – так много клавиш стало на руле. Удобство управления нельзя назвать второстепенным качеством, если речь идет о машинах, развивающих колоссальные ускорения. Разбираться с регулируемым антикрылом и системой рекуперации кинетической энергии (KERS) приходится на скоростях под 250-300 км/ч.
К счастью, инженеры и конструкторы F1, зажатые в тесные рамки технического регламента, способны генерировать интересные идеи. Правда, одну из новинок предложил не дипломированный специалист, а гонщик Renault F1.
Ник Хайдфельд вспомнил опыт выступлений за команду BMW и посоветовал перенести управление системой KERS на педальный узел. На немецких гоночных машинах так регулировали режимы контроля тяги, а на английских предлагается задействовать дополнительный источник энергии.
Пилоту не придется лишний раз искать нужные кнопки. Все гораздо логичнее. Хочешь ускориться – просто сильнее нажми на акселератор до упора.
Гонщики команды Mercedes тоже активнее других орудуют ногами. На их машинах не две педали, как обычно, а три. Дополнительная отвечает за включение регулируемого антикрыла (уменьшение лобового сопротивления). Идею можно назвать гениальной. На разгоне гонщик переносит стопу с педали тормоза и активизирует крыло. А на торможении система автоматически возвращается в исходное положение. Правда, с функционированием этой новинки часто возникают проблемы, и Михаэль Шумахер, например, не раз из-за этого уступал соперникам.
Интересно, что сам семикратный чемпион является сторонником нововведений. Он давно привык справляться с огромным количеством кнопок на руле и видит от применения новых систем лишь пользу: «Чем большее преимущество за счет них я могу получить, тем лучше».
А вот старый напарник Михаэля Рубенс Баррикелло с самого начала примкнул к той группе пилотов, что критикуют последние изменения технического регламента. Рубенса нервирует тот факт, что теперь нужно постоянно следить за индикатором, который располагается на рулевом колесе и показывает заряд KERS.
Видимо, ветеран F1 больше доверяет своим ощущениям и за последнее время отвык поглядывать на информационный дисплей: «У меня просто голова начинает болеть. Всю гонку приходится переводить взгляд с трассы на руль и обратно».
Олег Стожков
|