Баха Белогорье всерьез претендует на включение в календарь Кубка мира по ралли-рейдам
Каких-то четыре года назад, в 2009-м, на белгородской земле прошли первые соревнования по ралли-рейдам, организованные местной автомобильной федерацией и командой Belgorod offroad team. Сезон спустя «южане» впервые получили право провести у себя этап Кубка России, а затем — и гонку чемпионата страны, которая снискала восторженные отзывы от спортсменов. Казалось бы — чего еще желать устроителям соревнований? Но белгородцам не почивается на лаврах — и потому в 2012-м баха Белогорье проводилось не только как первый этап чемпионата России по ралли-рейдам, но и как кандидатская гонка на включение в календарь Кубка мира!
Алдис Вилцанс уже давно стал завсегдатаем наших ралли-рейдовых трасс — быстрый пилот из Елгавы не раз выигрывал этапы Кубка России Однако нынешние соревнования дались их устроителям куда сложнее, чем предыдущие. Достаточно сказать, что из-за административных препон трассу гонки всего за три недели до старта пришлось переносить из одного района области в другой, то есть, по сути, готовить заново! Мало того — пурга, разыгравшаяся в ночь перед вторым днем соревнований, едва не сорвала пятничные старты. Лишь ценой героических усилий организаторов из 115-километровое «кольцо» удалось расчистить от снежных заносов и сохранить зачетную дистанцию «кандидатских» соревнований, на которых присутствовал наблюдатель FIA, известный в прошлом раллийный штурман Фред Галлахер.
Организаторы гонки, Павел Ушаков и Артем Шевелев, на себе проверили качество выполненной работы — белгородский дуэт пробился на старенькой Тойоте в десятку «абсолюта»! Помимо всего прочего, британец стал свидетелем дебюта в российском первенстве ё-кроссовера, который впервые вывел на старт двукратный чемпион страны по классическому ралли Александр Желудов. Автомобильно-гоночный проект Михаила Прохорова привлек к гонке дополнительный интерес со стороны прессы, и в то же время добавил устроителям бахи еще немного седых волос. Похоже, появление ё-мобиля на белгородчине местная администрация расценила как предвыборную агитацию накануне 4 марта — и в последний момент запретила проведение торжественного открытия в центре города. Так что пришлось пелотону из 35 экипажей стартовать на окраине областного центра — с территории новенького автоспортивного комплекса Вираж, который «приютил» и штаб, и сервисный парк, и трассу супер-спецучастка бахи.
Что же представлял из себя ё-кроссовер? Перед белгородскими зрителями предстал полноценный ралли-рейдовый прототип — только не с обычной, а с гибридной силовой установкой, отдаленно напоминающей систему KERS в болидах Формулы-1. Трехлитровый турбодизель BMW был соединен с раздаточной коробкой через электродвигатель, который «питал» энергией блок суперконденсаторов. А те, в свою очередь, в нужный момент могли вернуть в полноприводную трансмиссию до 120 КВт – увеличив мощность ё-кроссовера на 160 лошадиных сил. Согласитесь, неплохая прибавка к тем тремстам «лошадкам», которые имелись у рядной «шестерки» BMW в «базе»! Правда, «гибриды» пока не попадают даже в самую «свободную» категорию Т1 международных техтребований — поэтому в Белгороде ё-кроссовер был заявлен в национальный зачет Рейд-Спорт. С одной стороны, это позволило команде не «душить» двигатель воздушным рестриктором на впуске, с другой — стартовать Желудову пришлось в конце пелотона, обгоняя по нескольку «международных» машин на круге.
Впереди у ё-кроссовера старты во всех четырех оставшихся этапах чемпионата России, а затем — участие в Дакаре-2013! Супер-СУ на трассе вокруг АСК Вираж ё-мобиль прошел не слишком ярко — сказались небольшие проблемы с турбонаддувом. Но уже с первых километров основной дистанции стало ясно — прототип, построенный на мощностях команды Яровит в Минске, очень быстр! Несмотря на «трафик», Желудов большую часть первого круга выигрывал у всех, включая экипажи на семилитровых 400-сильных пикапах G-Force! И только поломка стеклоочистителей на последних километрах дистанции не позволила Александру и его штурману Андрею Рудницкому выиграть СУ. Российско-белорусский экипаж финишировал со вторым временем, уступив меньше минуты дуэту российско-украинскому, Владимиру Васильеву и Виталию Евтехову на прототипе G-Force.
В отличие от Владимира Васильева, его штурман Виталий Евтехов уже становился на прототипе G-Force чемпионом России — в 2011-м украинец помог завоевать абсолютный титул своему земляку Богдану Новицкому Увы, в заключительный день гонки, когда спортсменам предстояло пройти уже два круга по 115 километров, продолжения дуэли так и не дождались: в начале трассы на ё-кроссовере сломался один из приводов в трансмиссии, а уже вскоре Желудов прекратил борьбу — из-за обрыва приводного ремня начал перегреваться двигатель. Однако к «электрической» части болида у Александра не было никаких претензий — а испытание именно этой «начинки», по словам представителей команды, и являлось главной целью их выступления в Белгороде. В любом случае, впереди у отечественного прототипа еще немало тестовых стартов и дальнейшая модернизация по ходу сезона.
Ну а Баха Белогорье завершилась победным дублем питерской команды G-Force Motorsport, которая также занимается самостоятельным конструированием болидов для ралли-рейдов. Золото по праву заработали Владимир Васильев и Виталий Евтехов, которые готовились в Белгороде к основным стартам сезона в Кубке мира. Серебро — у семейного дуэта Виктора и Анатолия Воликовых, которым едва не испортил отличное начало гонки вылет с трассы в сугроб на СУ4. Хорошо, что прототипы G-Force оборудованы «гидроногами» для подъема машины при ее застревании. Только с их помощью отец и сын смогли быстро освободиться из снежного плена, а после переиграли-таки в схватке за вторую ступень пьедестала интернациональный латвийско-российский дуэт в составе Алдиса Вилцанса и Антона Плетенева, выступавший на Mitsubishi Pajero.
«Спасательная операция» по высвобождению машины Виктора и Анатолия Воликовых из глубокого снежного плена продолжалась меньше десяти минут В «серийной» категории Т2, собравшей на старте полтора десятка машин, у гонки оказалось сразу два победителя. Действующие чемпионы страны, Алексей Яськов и Владимир Чулков, впервые сев в кокпит новенького Prado, выиграли в международном зачете. А вот из национального первенства, где действуют более жесткие требования по постановке автомобилей в закрытый парк, их экипаж был исключен: после супер-СУ на Тойоте вышла из строя коробка передач, и ее замена затянулась намного дольше положенного российским регламентом времени. В результате на первом месте в Т2 в чемпионате оказались москвичи Андрей и Владимир Новиковы — которые, напротив, были исключены из международной классификации за то, что в финальный день не одели положенную правилами FIA систему защиты головы и шеи HANS...
В этом году Алексей Яськов и Владимир Чулков успешно совмещают выступления в ралли-рейдах со стартами в «классическом» ралли В категории Т2, к слову, мог оказаться и зарубежный победитель — казахстанский экипаж Андрея Чередникова и Александра Мороза лидировал после двух дней соревнований, но под занавес гонки сошел из-за поломки двигателя ипикапа Isuzu D-MAX. Сменился по ходу бахи лидер и в национальном зачете N. Тольяттинский ветеран Юрий Боровиков показал на своей скромной Шеви-Ниве третье время в абсолюте (!) на супер-СУ, но гонку закончить так и не смог — срезало маховик двигателя. Впрочем, на раскисшей трассе волжанину было бы в любом случае крайне трудно справиться с действующим чемпионом страны Богданом Вавренюком — пилот из Коломны в очередной раз творил на своем УАЗе чудеса, пропустив вперед лишь четырех пилотов на иномарках
Богдан Вавренюк и Павел Костенко не только уверенно выиграли в классе Национальный, но и принесли победу Arthurs Racing Team в командном зачете
|