Стефан Петерансель одержал десятую в карьере победу в Дакаре. Она стала первой для команды X-Raid
Василий КОСТИН, фото X-Raid и организаторов
Первая часть ралли-марафона Дакар-2012 закончилась невероятной атакой пилотов Хаммеров — Нассер Аль-Аттия и Робби Гордон на мощных багги американского производства с большим отрывом выиграли этап.
После дня отдыха босс команды Robby Gordon Motorsport еще больше усилил свои позиции: благодаря проколам шин у пилотов Mini он переместился на вторую позицию, да еще и выиграл следующий, девятый спецучасток — на котором Петерансель потерял время на замену пробитого острым камнем колеса. «Огромное количество феш-феша под колесами — пыли, мелкой словно пудра. Ничего не стоит пропустить камень и порезать колесо» — рассказывал Леонид Новицкий, сам пробивший там две шины.
А вот для другого пилота на Хаммере этот этап оказался несчастливым: у Насера Аль-Аттии четырежды рвался ремень генератора, и катарец был вынужден в конце концов сойти. И тут — гром среди ясного неба — сообщение: Гордона дисквалифицируют! Судьи нашли на его машине трубки системы подкачки шин, направляющие воздух во впускной коллектор двигателя в обход рестрикторов... Американец немедленно подает протест: «Трубки есть, но о системе знают технические комиссары, и она ими одобрена. Разрежение на впуске используется, чтобы быстрее сдувать шины перед песками». Апелляцию рассмотрят нескоро, так что Гордон продолжил гонку.
«Техническая комиссия может поцеловать меня в задницу» — заявил Робби Гордон в телекамеры, когда узнал о собственной дисквалификации и пообещал еще больше осложнить жизнь пилотам Mini. И даже выиграл два спецучастка — но длительный ремонт не позволил ему занять место выше пятого Десятый этап увел караван участников через границу, в Перу. «Перу решит исход гонки. Вплоть до последнего дня в Лиме возможны изменения в турнирной таблице» — наводил страх на участников и журналистов руководитель гонки Этьен Лавинь.
Перед стартом этого спецучастка Гордона отделяло от первого места всего шесть минут, но при опасном обгоне мотоциклиста он пробил два колеса и разбил один диск, в итоге лишь отдалившись от лидера еще на 15 минут. Похоже, удача изменила американцу — на следующем этапе он лидировал, но на 199-м километре из-за поломки копеечного хомута Гордон почти два часа ремонтировал в пустыне машину, опустившись в итоге на четвертую позицию...
На счету Нани Ромы — три выигранных спецучастка, как и у Петеранселя. Не застрянь испанец в песках за два дня до финиша — и первое место могло достаться ему Петерансель мог потерять лидерство на следующий день, когда застрял в тяжелых песках, и откапывался двадцать минут... Но почти там же засели и двое других гонщиков из топ-тройки, Хуан Рома и Жинель де Вильер. «Это был очень сложный этап — наверное, самый сложный во всей гонке. Тут было четыре вида песчаных покрытий — на побережье один песок, в пустыне — другой, более «быстрый», а самое сложное — вторая половина с короткими острыми дюнками и феш-фешем. Но мы собрались, не сделали ни одной ошибки, ни разу не застряли — и большую часть спецучастка, в песках, шли наравне с Гордоном — рассказывал Леонид Новицкий. — Но когда мы вышли на открытые пространства, американец стал очень сильно срезать повороты. Благодаря длинноходной подвеске его багги может проезжать прямо там, где нам приходится выбирать накатанную дорогу». Так что на финише Гордон «привез» Новицкому, финишировавшему вторым, аж пятнадцать минут!
Победитель Дакара-2009 Жиниель де Вильер после финиша признавался: «Это третье место для нас — как победа». Ведь его пикап Toyota Hilux построен южноафриканской командой Toyota Motorsport лишь в этом году, а для его комады Imperial Toyota этот Дакар — первый Но на следующий день американец снова наломал дров — сначала перевернулся, потом менял пробитые колеса, пропустив вперед Новицкого. Россиянин в своей любимой обстановке — песчаной пустыне — был неудержим, и лидировал на этапе. И лишь из-за навигационных сложностей в самом конце пропустил вперед Петеранселя и де Вильера.
Финишировавший четвертым Леонид Новицкий признавался: «Мы сами еще не осознали, чего добились. Все эмоции мы оставили на трассе, поэтому сейчас ощущается опустошение» Короткий финальный спецучасток, ведущий к столице Перу Лиме, был так же непрост — но у участников гонки хватило выдержки на этих 29 километрах не попасть в неприятности, так что на финише результаты не изменились: Стефан Петерансель в четвертый раз в карьере одержал победу в «легковом» Дакаре, и принес первую победу немецкой команде X-Raid. Второе место занял его партнер по команде испанец Хуан «Нани» Рома, третье — Жинель де Вильер.
Четвертое место Леонида Новицкого стало наивысшим достижением в Дакаре для россиян. До Новицкого никто еще не заезжал в десятку «абсолюта»: предыдущие достижения (8 и 11 места) — тоже на его счету, а до этого лучшим был Сергей Шмаков, в 2007-м финишировавший четырнадцатым.
Александр Мироненко на BMW X3 CC команды X-Raid (вверху) финишировал шестнадцатым: в гонке питерец успел побывать на крыше, но все-таки покорил Дакар — с четвертого раза. Двумя позициями ниже закончил гонку Антон Мельников на пикапе Mitsubishi L200 (внизу). Лишь 36 место в абсолютном зачете из-за технических проблем занял Илья Кузнецов (Mitsubishi Pajero Evo MPR10), 47-й результат — у дебютанта Дакара Леонида Огородникова (Volkswagen Amarok)
Ралли-марафон Дакар-2012 Зачет легковых автомобилей Дистанция 8373 км, из них 3944 км спецучастков Стартовало 156 экипажей, финишировало — 78
Место Экипаж (страна) Автомобиль Время 1 С.Петерансель/Ж.-П. Коттре (Франция) Mini All4Racing 14.54:46 2 Х.Рома/М.Перен (Испания/Франция) Mini All4Racing +41:56 3 Ж. Де Вильер/Д. Фон Цитцевиц (ЮАР/Германия) Toyota Hilux +1.13:25 4 Л.Новицкий/А.Шульц (Россия/Германия) Mini All4Racing +2.11:54 5 Р. Гордон/Дж.Кэмпбелл (США) Hummer H3 +2.16:53 6 Л.Альварес/Б. Грауэ (Аргентина) Toyota Hilux +4.05:52 7 К.Суса/Ж.-П. Гарсен (Португалия/Франция) Great Wall Hover H3 +4.30:24 8 Л. дус Сантус/П.Фиуза (Португалия) Mini All4Racing +5.03:18 9 Б. тен Бринке/М.Бомель (Нидерланды/Франция) Mitsubishi Racing Lancer +5.11:18 10 К.Холовчиц/Ж.-М.Фортен (Польша/Бельгия) Mini All4Racing +6.59:38 ...16 А.Мироненко/С.Лебедев (Россия) BMW X3 CC +12.51:52 ...18 А.Мельников/А.Николаев (Россия) Mitsubishi L200 Triton +15.31:37 ...22 Х.Фох/Х.Сервантес (Испания) Toyota Land Cruiser 150 Prado +18.30:55* ...36 И.Кузнецов/Р.Елагин (Россия) Mitsubishi Pajero Evo MPR10 +27.17:47 ...37 В.Нестерчук/Р.Лихтлейхтер (Украина/Франция) Mitsubishi L200 +28.19:52 ...47 Л.Огородников/В.Демьяненко (Россия) Volkswagen Amarok Overdrive +38.40:12 * — победители зачета T2